"Развивая пальчики - развиваем речь"

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, рисовать, лепить, застегивать пуговицы. Развитие устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук, т.к. имеется тесная связь между головным мозгом (его высшими корковыми функциями), руками (кончиками пальцев) и артикуляционным аппаратом (движением губ, нижней челюстью и языком).
Пальчиковые игры и упражнения развивают мелкую моторику рук; стимулируют речевое развитие; повышают работоспособность головного мозга; оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм; способствуют развитию внимания, зрительной памяти.
В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание малышей. Для нас это просто необходимее вещи, а для ребенка они могут стать интересными и очень познавательными игрушками.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей такие игры, как:
·        Спички и палочки. Для начала покажите ребенку, как из палочек можно сложить треугольник, квадрат, прямоугольник, кубик. Дайте задание сложить лесенку, стол, стул, кровать. Когда дети освоят составление этих предметов, можно усложнить задание – сложить рыбку, звездочку, елочку, кораблик и т.д. Если вырезать из картона кружочки, они прекрасно дополнят сложенные из палочек фигурки. Это могут быть и колеса у машины, и голова у человека, и окошки у ракеты. С детьми постарше можно поиграть в игру «Запомни, повтори», таким образом, развивая память и внимание. Если Вы используете спички, следует проследить, чтоб головки у них отсутствовали.
·        Нитки, веревочки, шнуровки. Вам понадобиться самый обычный шнурок. Попросите ребенка вытянуть его по прямой линии, выложить «змейку», «лесенку». Пусть ребенок «пошагает» пальчиками по веревочной «лесенке». Из тонкой нити, шнурков, веревочек на листе бархатной бумаги выкладываем узор и просим его повторить. Завязываем на веревочках узелки. Просим ребенка сделать так же. Если для детей такое задание окажется сложным, попросите их распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на веревочке.
·        Игры с прищепками. В каждом доме можно обнаружить запас бельевых прищепок, которые мы используем для закрепления белья. Посмотрим на эти вещи по-иному. Обыкновенные бельевые прищепки могут стать замечательными игрушками для ребенка. Давайте попробуем представить, что игрушек у нас мало, а вот прищепок – много. В настоящее время выпускается большое разнообразие прищепок, различающихся величиной, материалом, цветом. Помимо развития мелкой моторики, развивается и чувство ритма (прикреплять к краям корзины на равном расстоянии друг от друга). Прищепки помогут ребенку научиться определять цвета. Попросите положить в коробочку сначала красные, потом желтые, потом синие.  Игры с прищепками окажут помощь в формировании элементарных математических представлений. Кроме того, такие игры полезны для развития конструктивного мышления. С их помощью можно создать разные объекты: елочку, ежа, солнце и т.д. Что мы сегодня и попробуем с Вами сделать. И не забывайте сопровождать все действия речью. Диалог с ребенком во время игры – основное условие его всестороннего развития.
·        Крупа с пуговицами. У всех есть большое количество пуговиц, отличающихся цветом, размером. Они так же помогут развить у ребенка мелкую моторику, память, внимание, воображение. Предложите  найти самую большую пуговицу, затем самую маленькую, выложить фигурки или целые картины. Замечательным вариантом является сочетание пуговиц с крупой. Вам просто необходимо любую крупу, которая есть в наличии насыпать в небольшую емкость и туда же добавить немного пуговиц и предложить ребенку на ощупь отыскать все пуговицы.

      Чем же еще можно заниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?
·   Разминать пальцами глину, пластилин.
·   Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики, карандаши.
·   Сжимать и разжимать кулачки.
·   Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
·   Кистями рук делать «фонарики».
·   Хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе.
·   Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусины на нитку.
·   Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотки на катушку, на собственный палец.
·   Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.
·   Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
·   Складывание матрёшек.
·   Рисование в воздухе.
·   Мять руками поролоновые шарики, губку.
·   Рисовать, раскрашивать, штриховать.
·   Резать ножницами.
·   Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными карандашами, акварелью, гуашью, углём и т. д.).

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Примеры пальчиковой гимнастики Вы можете найти здесь 


ПОТЕШКИ ДЛЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Сорока
 Сорока, сорока, сорока-белобока
 Кашку варила, детишек кормила.
 (указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой) 
 Этому дала, этому дала,
 Этому дала, этому дала.
 (по очереди загибают пальцы, начиная с большого) 
 Этому не дала: ты воды не носил,
 Дров не рубил, каши не варил - 
 Ничего тебе нет!
 (мизинец не загибается) 
Ладушки
 - Ладушки, ладушки! Где были?
 - У бабушки.
 - Что ели?
 - Кашку.
 - Что пили?
 - Бражку.
 Кашку поели, бражку попили.
 (ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки) 
 Шу-у-у...полетели!
 На головку сели, петушком запели.
 Ку-ка-ре-ку!
 (поднимают руки вверх и опускают на голову) 
Варежка
 Маша варежку надела:
 (сжать пальцы в кулак) 
 "Ой, куда я пальчик дела?
 Нету пальчика, пропал,
 В свой домишко не попал".
 (все пальцы разжать, кроме большого) 
 Маша варежку сняла:
 "Поглядите-ка, нашла!
 (разогнуть оставшийся согнутым палец) 
 Ищешь, ищешь - и найдешь,
 Здравствуй, пальчик, как живешь?"
 (сжать пальцы в кулачок) 
Братцы
 Идут четыре брата навстречу старшему.
 - Здравствуй, большак - говорят.
 - Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
 Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
 (соединяют большой палец с другими пальцами по очереди) 
Замок
 На двери висит замок.
 (соединить пальцы обеих рук в замок) 
 Кто его открыть бы мог?
 (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) 
 Постучали,
 (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) 
 Покрутили,
 (покрутить сцепленные руки в запястьях) 
 Потянули
 (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) 
 И открыли.
 (расцепить пальцы)

1 комментарий:

  1. Интересная информация. Особенно понравился стишок "Замок"

    ОтветитьУдалить